Что такое сознание и как оно появилось

Что такое сознание и как оно появилось?

Для многих попытки объяснить сознание похожи на разоблачение любимого фокуса — узнав секрет можно навсегда потерять веру в чудеса. Так что если вы не готовы усомниться в собственных убеждениях, эта статья не для вас. А если вы всегда рады новым знаниям, то информация о том, что человек состоит из примерно 100 триллионов клеток, которые работают сообща, не должна вас удивить. Удивляет другое — по отдельности ни одна из ста триллионов клеток тела человека сознанием не обладает. Клеткам нет никакого дела до того, кто мы есть, что из себя представляем и почему. Это значит, что чтобы объяснить сознание, необходимо понять как получилось так, что сотни, миллионы, миллиарды и триллионы крохотных клеток, не осознающих себя и не сильно отличающихся от бактерий, создают уникальную личность, способную мыслить.

Давайте посмотрим на сознание с точки зрение науки — где именно в мозге оно находится и там ли мы ищем?

“Как может медленный, неразумный процесс создать нечто, способное создать то, что сам медленный неразумный процесс создать не может?” Алан Тьюринг

Иллюзия контроля и война мемов

Американский философ-когнитивист Дэниел Деннет, профессор Университета Тафт (США), посвятил свою научностью деятельность изучению природы сознания. Деннет пытается объяснить, как биологические процессы в организме человека создают бесконечный поток мыслей и образов. И первое, о чем профессор рассказывает в своих лекциях и книгах, это то, что наше сознание — не такое уж загадочное, как мы о нем думаем. В некотором смысле, работа сознания напоминает работу человеческой памяти. А она, как мы с вами прекрасно знаем, не идеальна.

Феноменом ложной памяти занимаются многие исследователи. Наиболее известной является американский психолог Элизабет Лофтус. В начале лекции на Ted Talks, Лофтус рассказывает о мужчине по имени Стив Тайтус, который был обвинен и приговорен к тюремному сроку за исзнасилование женщины. Когда потерпевшая впервые давала показания, она указала на Тайтуса, так как он был больше всего похож на насильника. А при повторной дачи показаний женщина была уверена, что именно Стив Тайтус совершил преступление. Впоследствии, несколько лет спустя, Тайтуса оправдали, так как был найден настоящий насильник, а его вина была доказана после проведения ДНК теста. Тем не менее, жизнь Стива Тайтуса из-за тюремного заключения оказалась разрушена и вскоре после освобождения он умер, видимо, так и не пережив сильнейший стресс. И таких историй немало.

Работа сознания, как и нашей памяти, не идеальна. Мы попросту не замечаем большинство происходящих процессов, например, мышление. Более того, все принятые нами решения на самом деле мозг принимает за несколько секунд до того, как мы о них подумали. То же самое происходит и в случае с ложными воспоминаниями — мозг заполняет пробелы несуществующей информации. Выходит, мы не контролируем важнейшие жизненные процессы, хотя нам кажется что это не так. Благодаря совместной и слаженной работе миллиардов нейронов мозг создает полную иллюзию контроля над собственным разумом. Выходит, сознание — это набор приемов и трюков, которые искусно использует мозг. Но как это получилось?

Существуют люди, которые уверены в том, что видели как Элвис Пресли улетел на летающей тарелке

Теория эволюции путем естественного отбора, впервые описанная Чарльзом Дарвином в 1859 году, описывает историю развития миллионов видов живых существ на Земле, включая человека. На протяжении миллионов лет эволюция создавала все более сложные когнитивные мыслительные способности. До определенной степени они есть у всех — у морского конька, омара и вашего кота. Но когнитивные возможности шимпанзе превосходят когнитивные возможности дельфина, а наши шагнули еще дальше. Именно наши когнитивные способности делают нас особенными — мы не просто действуем, исходя из каких-то причин, мы отдаем отчет об этих причинах самим себе и окружающим. Более того, мы спрашиваем себя о причинах тех или иных поступков и способны на них ответить. Это дарит нам возможность планировать свои действия и предвидеть их последствия. Полученной информацией и знаниями мы делимся с окружающими. Ни одно живое существо на Земле не способно ни на что подобное.

Но дело не только в естественном отборе генов. Когда мы говорим о сознании, мы также говорим о культурной эволюции — естественном отборе мемов, которые, согласно Ричарду Докинзу, являются единицами культурной информации, копирующими сами себя для размножения. И те мемы, которые копируются лучше, выживают. Человеческая культура — это среда обитания мемов. Таким образом, мы можем объяснить появление сознания множеством факторов, которые оказали влияние на эволюцию Homo Sapiens.

Мем — (англ. meme) — единица значимой для культуры информации. Мемом является любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.

Могут ли радикальные идеи объяснить сознание?

Сегодня ученые не могут вплотную подобраться к изучению сознания. Ситуация ограничивается тем, что с одной стороны нейробиологи изучают области мозга, которые ассоциируются с сознательной деятельностью — например распознавание лиц, ощущение боли или состояние счастья. Но наука о сознании до сих пор остается наукой взаимосвязей, она ничего не объясняет. Мы знаем, что определенные участки мозга ответственны за определенные виды сознательных реакций, но не знаем почему. За последние годы было совершено огромное количество открытий о работе самых разных областей мозга. Так, совсем недавно мы рассказывали вам о том, что ученым удалось обнаружить совершенно новый сигнал в мозге человека, о котором раньше никто не знал. Это здорово, но приближает ли это нас к ответу на вопрос о том, что такое сознание?

Если верить теории панпсихизма, Вселенная обладает сознанием (но это не точно)

В ходе выступления на Ted Talks, австралийский психолог, специализирующийся в области философии сознания, Дэвид Чалмерс, сравнивает сознание человека с субъективным фильмом, который постоянно воспроизводится перед глазами. Вопрос, который больше прочих волнует ученого заключается в том, почему поведение — которое можно объяснить с точки зрения биологии, как это блестяще делает профессор нейробиологии Стэнфордского университета Роберт Сапольски — сопровождается субъективным опытом. Но мы не можем объяснить наличие этого субъективного опыта так же, как физика объясняет химию, химия биологию, а биология — частично — психологию. Для того, чтобы понять что такое сознание нужны радикальные идеи.

Именно такую и предлагает Дэниел Деннет. По его мнению сложных проблем в изучении сознания не существует. По Деннету вся идея этого субъективного кино подразумевает иллюзию, которую дарит нам мозг. Поэтому науке остается только объяснить объективное функционирование поведения мозга. Идея Деннета, на мой взгляд, является наиболее реалистичной из всех прочих. Но чтобы создать подобную нейробиологическую теорию сознания, необходимо большое количество исследований.

Те же, кто не согласен с тем, что сознание — всего лишь искусно созданная мозгом иллюзия, предлагают еще более радикальные теории сознания. Так, Дэвид Чалмерс предлагает рассмотреть сознание как нечто фундаментальное — как фундаментальные законы физики. В физике фундаментальными являются такие понятия как пространство, время, масса. Основываясь на этих понятиях, ученые выводят дальнейшие принципы и законы — закон всемирного тяготения, законы квантовой механики и др. Примечательно то, что все перечисленные фундаментальные свойства и законы больше никак и ничем не объясняются. Мы принимаем их как элементарные и выстраиваем на их основе картину мира. Подобный подход, по мнению Чалмерса, открывает новые возможности перед наукой, так как потребуется изучение фундаментальных законов, которые управляют сознанием. Эти законы также должны соединять сознание с остальными фундаментальными принципами — пространством, массой, временем и другими физическими процессами. Мы не знаем, что это за законы, но можно попробовать их найти.

Современная физика рассматривает Вселенную, в которой действуют фундаментальные силы природы

Источник

Сознание возникает как результат

Как относиться к правильной идее о том, что сознание — новое возникающее свойство системы, не сводимое к свойствам её частей? Насколько эти слова объясняют природу сознания?

Сознание возникает?

Философски говоря, сознание живого существа или машины возникает в результате достижения этим существом качественно нового уровня взаимодействия с реальностью. Сознание, как новое свойство живых существ, тоже возникло в какой-то момент эволюции, раньше которого ни одно существо не имело сознания (ощущений, субъективного восприятия).

Объяснение происхождения сознания его возникновением является констатацией a posteriori . Человек с естественнонаучной подготовкой не признает достаточным объяснением то, что раньше сознания не было, а потом, когда были созданы подходящие условия, оно возникло, как возникает звук в момент включения радиоприёмника.

Мы собрали радиоприёмник и в момент подключения последней радиодетали можем сказать, что приёмник уже возник и его можно включить. Этап создания приёмника уходит на второй план. Хотя радиоприёмник имеет историю создания — изобретений и усовершенствований, происходивших одновременно с развитием способов радиосвязи, но для объяснения работы приёмника ссылки на историю не требуются. При пробуждении или возвращении из обморока сознание тоже «включается». Мы пока обсуждаем не этот важный и тоже загадочный процесс, а только вопрос о том, как сознание появилось. При «первом появлении» сознание не включилось, а развивалось постепенно.

Процесс возникновения, история развития

Вместо «возникновения при подходящих условиях» лучше говорить о том, как сформировались такие условия, и о том, как сознание развивалось от зачаточного до заметного уровня по мере развития необходимых и сопутствующих обстоятельств. Почему появились простейшие ощущения у живых организмов? Чем объяснить выдающийся по сравнению с другими животными уровень сознания цивилизованного человека? Этапы развития сознания должны быть объяснены в их взаимосвязи.

Неполнота логики в применении к сознанию

Первые ощущения возникают у живого существа, которому дана способность самообучаться — адаптироваться, подбирая подходящее поведение. Удачное поведение соответствует более комфортному ощущению. Алгоритм самообучения — это информационная технология, которая допускает различные физические исполнения. Значит, сознание не сводится к той или иной физике. Возникшие у машины ощущения не выводятся из физической конструкции машины и из физических процессов. Сознание идеально и экспериментально не регистрируется. Поэтому механизм возникновения сознания не может иметь строгого естественнонаучного — физического или логического объяснения. Это не мешает нам искать достаточно убедительное объяснение происхождения и природы сознания, основанное на логическом согласовании фактов.

Допустим, мы разработали самообучающуюся машину с внутренними стимулами к творческому поиску. После некоторого обучения поведение машины приобрело признаки, которые мы объясняем наличием сознания, ощущений, заинтересованного отношения к миру. Поведение машины говорит о том, что она обладает сознанием. В этом примере происхождение ощущений машины не объясняется, а констатируется как психологический факт. Этот факт не является строго (логически и экспериментально) обоснованным. Мы можем лишь сделать его более убедительным, если обнаружим общие, способствующие развитию интеллекта признаки конструкции машины и живых существ, обладающих ощущениями.

Или:  Результаты пробного огэ математика 9 класс 2021

Субъективность возникновения

Вопрос о том, возник ли уже этот объект или нет — это субъективный вопрос — другая формулировка вопроса об обозначении или о существовании объекта . Что именно следует называть приёмником – вопрос неоднозначный, зависит от интерпретации. С одной стороны, до какого-то момента истории техники не существовало ни одного радиоприёмника. С другой стороны, структуры — приёмники разных видов электромагнитных волн известны, как в живой, так и в неживой природе.

Возникновение как синтез из частей

Когда мы говорим, что объект «возникает», то имеем в виду, что это объясняется понятными законами природы, или происходит подобно другим знакомым процессам, которые со временем будут объяснены через «законы природы». Если мы не видим механизма возникновения объекта, то верим, что этому есть научное объяснение. Если мы знаем объяснение, то знаем, из чего и как образуется новый объект.

Трудность понимания природы сознания как возникающего явления состоит в том, что в силу идеальности сознания остаётся неизвестным, из чего оно возникает. Мы способны только установить, из чего и как сделаны мозг и нервная система, и насколько они важны для сознания.

Радиоприёмник возникает из деталей. C физической точки зрения, приёмник создаёт колебания воздуха под управлением специальной системы из микрофона, передатчика и других устройств. Кроме физического функционирования, для «возникновения» приёмника требуется, чтобы у нас было понятие о приёмнике, в соответствии с которым данную конструкцию можно назвать данным словом. Приёмник позволяет нам услышать музыку, звучащую в далёком концертном зале. Музыка — тоже наше мнение о некоторых видах колебаний воздуха. В результате именно мы принимаем решение о том, что данная конструкция является приёмником.

Сознание – новое свойство системы, которого не было у её частей

Если не учитывать, что мы знаем, из чего создан приёмник, то логика возникновения приёмника такая же, как и логика возникновения сознания. Быть приёмником – это новое свойство, возникшее у определённой конструкции при её функционировании в определённых условиях. Детали приёмника не обладают признаками приёмника сами по себе. У нас нет панмузыкального подозрения, что музыка была в небольшой мере присуща каждому резистору и конденсатору. По аналогии с приёмником, не требуется, чтобы составные части ощущающей машины обладали элементами сознания или интеллекта. Панпсихизм – лишняя сущность.

Я вижу, как из деталей в результате их соединения и функционирования возникает приёмник. Но чужое сознание (в отличие от поведения) не наблюдаемо. Невозможно установить, из каких идеальных элементов строится сознание другого существа. Я не мог видеть причину, процесс возникновения моего сознания, и из чего оно состоит, так как в то время моё «Я» ещё не сформировалось — я не сторонний наблюдатель. Я — это моё мнение обо мне. Я — предельный интерпретатор. Предельность уменьшает логическую, естественнонаучную убедительность наблюдения, но предельно убедительный факт моего сознания не является фактом физического мира и не требует объективного обоснования. Поскольку существование идеальных элементов сознания невозможно доказать, будем считать, что сознание не состоит из частей.

Хотя идея науки требует, чтобы теория, понимание и объяснение явления имели объективную форму, не зависящую от интерпретатора, но в теории сознания такое объяснение невозможно. Эта проблема имеет ту же природу, что и недоказуемость аксиом логики.

Выживают теории, дающие более точные предсказания. В итоге гипотеза о том, что, допустим, кошка, чувствует боль, имеет желания и намерения, оказывается более удобной и точной, чем гипотеза о том, что поведение кошки задано только её врождёнными инстинктами, конструкцией и прошивкой нервных связей. Мы делаем вывод о наличии сознания у другого субъекта, или о полезности такой точки зрения, применяя косвенные методы психологии, а не физические измерения.

В физике многие, да почти все, наблюдения тоже косвенные. Это не наблюдения объектов, а наблюдения показаний приборов и их интерпретация. Научный метод применим для косвенного изучения сознания другого существа, а доказательство моего сознания не требует никакого естественнонаучного изучения. Вопросы о влиянии физики на сознание и сознания на физику остаются пограничными и не совсем естественнонаучными.

Сознание субъекта – это форма измерения состояния субъекта

Возможное решение проблемы разум-тело или ощущение-физика состоит в том, что ощущение — это собственное измерение самых слабых процессов в организме. Почему незаметное внешнему наблюдателю состояние воспринимается как ощущение объясняется в статье » Происхождение ощущений «. В отличие от прочих физических процессов, подчиняющихся объективной логике, мы интерпретируем ощущения в нефизических категориях «боль», «настроение» и т.п., что делает их неидентифицируемыми или плохо идентифицируемыми объективными средствами. Если объективно слабое и даже неизмеримое ощущение составляет весь диапазон чувств ощущающего существа, то это ощущение воспринимается им не как малое, а как максимально возможное. У бедняка щи жидкие, а у богача алмазы мелкие.

Как можно конструктивно рассуждать о «неизмеримых физических процессах», соответствующих ощущениям? Я думаю, что это тоже вопрос интерпретации и обозначения. Человек в сознании иногда чувствует, а иногда не чувствует одни и те же физические воздействия. Подав сигнал в определённое место мозга, можно вызвать у пациента определённое ощущение. На электроды подаётся напряжение, а человек при этом ощущает страх или боль или сонливость. Выходит, что причины некоторых ощущений физически измеримы, но мы интерпретируем ощущения и результаты измерений в несравнимых терминах.

Разнообразие возможных ощущаемых качеств определяется разнообразием природы и эволюционно доказанным влиянием этих качеств на выживание организма. Нам доступно небольшое количество возможных ощущений. Мы судим обо всём на свете, в том числе и о возможных ощущениях другого существа, на основании той реальности, которая дана в ощущениях человеку. Физически измеримые качества мы преобразуем к виду, доступному нашим природным органам чувств. В этом смысле, физика не может быть объективнее, чем наши чувства. Идея о том, что человек — это мера вещей, применима в физике так же, как и в других областях культуры. Научная объективность – это согласованное впечатление экспертов об устройстве природы.

Легко поверить в то, что видишь своими глазами, и нелегко поверить в то, что невозможно непосредственно ощутить. В этом случае применяются дополнительные средства – эксперименты и логические выводы, преобразующие свойства объектов в ощущаемые «результаты измерений». После того, как неведомые прежде качества становятся понятными как собственные чувства, мы легко воспринимаем и доверяем показанию прибора. Убедительное доказательство и в науке и в психологии строится путём сведения оснований к выводам, имеющим вид прямых ощущений. Объективность научного результата состоит не в устранении субъективности, а в том, что в одинаковых экспериментах разные люди (субъекты) получат одинаковые результаты.

Только один субъект имеет доступ к (собственному) сознанию. Не уверен, какие действия со своим сознанием можно признать научным экспериментом, но этот эксперимент ограничен в средствах. Несмотря на это, разные субъекты, изучая каждый собственное сознание, могут вместе получить объективный результат не о своём сознании, а сознании вообще, как о явлении природы.

Меня не требуется убеждать в том, что у меня есть ощущения и сознание. Ощущения – это мои первые знания. Они сами доказывают своё существование. Если меня убедить в том, что раньше, когда не было меня, то не было и моего сознания, то я поверю, что моё сознание возникло. Этот вывод относится к сознанию любого субъекта. Он ничего не говорит о характере моего собственного сознания.

Так же абстрактно объясняется возникновение сознания, как явления природы. Если определённая конструкция и образ жизни живого существа требуются для того, чтобы это существо признать ощущающим, и если до какого-то момента эволюции таких существ не было, и известно, кто был их предком, то это и есть объяснение того, как и когда возникли ощущающие существа.

При некоторых условиях идею о том, что сознание является «возникающим» свойством правильно устроенной системы, можно считать не только философской, но и научной. Для этого она должна быть подкреплена обоснованием того, как именно устроена такая система, как она должна функционировать. Требуется объяснить, в какой момент и какие признаки её поведения уже можно признать проявлениями сознания, как и почему оно развивается. Должно быть понятно, какие у этой системы есть интеллектуальные и чувственные ограничения, вытекающие из устройства системы и её окружения и т.д.

Само по себе слово «возникновение» ничего не объясняет.

Происхождение мышления Как на основе ощущений развиваются символы (слова) и логика.

Источник

Возникновение сознания человека

Сознание – это высшая способность психического отражения, которая характерна только для человека, а также целенаправленное отражение реальности, которое служит для регулирования поведения.

Условия возникновения сознания

В качестве носителя сознания выступает человек со специфическим органом – мозгом. Сознание человека формируется, полагаясь на психику высших животных. Важнейшими биологическими предпосылками появления сознания учёные называют увеличение размеров мозга и усложнение его структуры у древних обезьян. Среди социальных предпосылок выделяют коммуникацию и труд.

Человек по природе своей становится сознательным существом, он не рождается таковым. Формирование сознания происходит в онтогенезе и филогенезе.

Филогенез – процесс формирования человеческого рода, в котором сознание является результатом труда и коммуникации предков человека друг с другом.

Есть предположение, что древние люди с ходом времени приобретали навыки, которые помогали им выделять и фиксировать объективные свойства и отношения предметов природы, иными словами – обобщать. Результат подобного обобщения фиксировался в конкретном знаке для того, чтобы передать его другим людям. Одновременно с тем, как происходило становление сознания, формировался и язык.

Сознание древних людей имело наглядно-действенных характер, иначе говоря, процесс мышления происходил благодаря манипуляции с предметами, данные манипуляции и представляли собой сознание. Занимаясь любой работой, будь то оттачивание камня или добыча еды при помощи острой палки, человек думал. Изменение и усложнение труда благоприятно сказывались на развитии сознания древнего человека.

Со временем логика внешних действий с предметами уступила место логике обобщённых образов этих вещей. Этот вид мышления называют наглядно-образным, оно, в последствие стало базой для формирования примитивных верований, первобытного искусства и мифологии.

Наглядно-образное мышление на историческом этапе развития стало предшественником абстрактно-логического мышления, т.е. способности использовать понятия, суждения и умозаключения. Логическое мышление – это наивысшая способность сознания.

Причины возникновения человеческого сознания

Онтогенез – это индивидуальное развитие человека.

В процессе онтогенеза сознание формируется посредством общения. Ребёнок, который долгое время был изолирован в раннем возрасте от других людей, не сможет в полном объёме приспособиться к жизни в обществе. Сознание получает толчок к развитию только в том случае, если человек с самого начала своей жизни вовлечён в культуру посредством семьи, которая усваивает её достижения. При этом став взрослым и самостоятельным, такой человек будет действовать, творить и оценивать.

Из признания социальной природы сознания следует важное замечание о его свойствах и характерных особенностях. Сознание – это диалог, оно является знанием совместным с другими такими же знаниями. Каждый из нас знаком с сознанием, которое является диалогом «я» и «другого» внутри нас. Во время формирования сознания у ребёнка данный диалог происходит посредством прямого общения с родителями и ровесниками. У взрослого данный диалог переносится на внутренний уровень. Внутренний оппонент или слушатель – «другой», в сознании взрослого человека, представляет собой нормы и ценности культуры.

Или:  Где можно посмотреть результаты ЕГЭ

В русском языке слава «познание» и «сознание» объединяются общим корнем – «знание». Познание представляет собой последовательное движение в направлении знания, а сознание – наивысшую способность психического отражения действительности, которая может быть присуща только человеку. Однако весьма ошибочно, даже на фоне того, что термин «сознание» ведёт к знанию, говорить о том, что сознание сводится только к знанию.

Сознание связано с оцениванием и переживанием. Иначе говоря, выражению конкретного отношения к тому, что известно. Такая способность сознания выражается и посредством английского языка словом «consciousness». В данном случае слово «знание» относится не к слову «knowledge», а к совести — «conscience». Отсюда можно сделать вывод, что буквально в одном слове имеется и знание, и оценка, и отношение.

Проблема сознания в философии

Проблема сознания в философии не заключается исключительно в проблеме познания и познавательных способностях. Задаваясь вопросом сознания, философ непременно обращается к свободе и ответственности, добру и злу, правильному и неправильному действию. Более того, стоит отметить, что сознание – это не единственное измерение личности. Для обозначения всего, чем наполнен внутренний мир человека, философы используют понятия субъективности или субъективной действительности.

Субъективность – это все проявления человека: сознательные и бессознательные, эмоциональные и интеллектуальные, ценностные и рациональные – это многомерная реальность, где множество слоёв и уровней, при этом сознание лишь один из них.

Сложность проблемы сознания состоит ещё и в том, что всякое проявление сознания в свёрнутом виде хранит в себе всю жизнь человека, оно пропитывает все проявления личности и является определяющим фактором для них. Сознание невозможно отделить от опыта жизни и поэтому оно должно изучаться вместе с ним. Однако в таком виде сформулированная проблема сознания не имеет границ ввиду того, что жизненный опыт человека или культурный опыт человечества в целом никогда не завершится. Проще говоря, проблема сознания – это извечный философский вопрос.

Определить сознание практически невозможно в качестве точного и однозначного предмета философской науки, в силу этого оно рассматривается с различных сторон: С позиций его происхождения, структуры, соотношения с бессознательным или с позиций свободы, смысла жизни и ценностей, которые определяет для себя каждый человек.

Источник



сознание, его происхождение и сущность

Владимир Лукичев Сознание, происхождение и сущность (лекция)
Цель публикации – освежить некоторые фундаментальные положения диалектического материализма, которые, чувствуется, довольно прочно подзабыты, судя по некоторым досадным промахам в статьях и комментариях на сайте РУСО.
Происхождение сознания.

Всё сущее – результат развития потенций, имеющихся в глубинах материи (природы). Что является источником развития сознания?

Материя имеет атрибуты, то есть формы своего существования, неотъемлемые свойства, которые существуют объективно, материальны и постоянно развиваются вместе с ней. К настоящему времени известны атрибуты материи – пространство, время, движение и атрибутивное свойство – отражение. Именно развитие (вместе с материей) этого свойства в определенных условиях порождает сознание. Как это произошло?

Отражение — как всеобщее свойство материи.

Мир – единое целое, в котором все составляющие в той или иной степени взаимодействуют друг с другом. При взаимодействии некоторых предметов, объектов происходит временное или постоянное закрепление некоторых элементов, черт одного предмета во внутренней структуре другого. Этот феномен и получил название «отражение». (Не путать с зеркальным отражением, это просто физический эффект, внутренняя структура не меняется).

— носит всеобщий характер, имеет место на всех уровнях организации материи. Разнокачественно — в неживой природе, живой и обществе (или – физическое, биологическое, социальное);

— формы проявления отражения зависят от степени развития и структуры взаимодействующих объектов. Чем сложнее материальные системы, тем многообразнее проявления отражения;

— отражение имеет избирательный и активный характер, не всё реагирует со всем. Исторически активность и избирательность возрастают;

— отражение имеет системный характер, что обусловлено системной организацией мира. Высшие формы отражения включают в себя низшие, но не сводятся к ним.

Несколько примеров. На срезах камня по силовым линиям можно увидеть, как исторически менялись магнитные полюса земли. Твердость алмаза обусловлена давлением, которое углерод закрепил во в своей внутренней структуре. При столкновении тел меняется векторная направленность движения и пр.

Биологическое отражение. Зарождение жизни и развитие живых организмов порождает качественно новые формы отражения, которые служат залогом выживаемости. Большое значение приобретает адекватность отражения. Начинают формироваться специальные органы отражения – нервные окончания, нервные клетки, нервная система.

Основные формы биологического отражения:

— биопсихика (организменное отражение). Основа – первая сигнальная система. Форма проявления — рефлекс условный и безусловный. Сейчас ученые-этологи и зоопсихологи говорят о мышлении (не сознании!) животных на уровне первой сигнальной системы. Биопсихика – свойство животных целесообразно реагировать на предметные сигналы.

Сознание. Отражение социально организованной материи.

Материальный носитель – человеческий мозг (не менее 1000 куб см.), вторая сигнальная система. Это свойство человека реагировать на предметные и речевые сигналы, создание идеальных (мысленных, не имеющих физических параметров) образов. Идеальное – это есть материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованную в ней. – Маркс.

Сознание – высшая форма отражения (известная на сегодняшний день). Сложнейший комплекс идеальных, духовных явлений, суть которых в целенаправленном отражении действительности. Основные элементы сознания — мышление (разум), эмоции, воля, чувства, подсознательное и самосознание, как самоотражение. Особо выделим мышление, так как его зачастую отождествляют с сознанием. Мышление – отражение и описание действительности в логических формах, это только часть сознания.

Зарождение сознания – процесс длительный, сложный, многофакторный. По современным данным, процесс антропосоциогенеза продолжался более миллиона лет. Суть антропосоциогенеза – постепенная трансформация животной жизнедеятельности в трудовую, стада – в коллектив, формирование языка и, как результат, зарождение сознания.

Для появления сознания необходимо наличие предпосылок: а) биологические – первобытное стадо, развитая орудийная деятельность, дифференцированная звуковая сигнализация (протоязык), усложнение 2-й сигнальной системы (мозга), соответствующие природные условия; б) социальные – трудовая деятельность, включение в развитый социум (воспитание и обучение).

Сознание может появиться только в социуме, в общении с себе подобными. Пример – описано более 500 случаев детей-маугли, которые, выживая в сообществах животных, не могут стать полноценными людьми. СО-ЗНАНИЕ, совместное знание.

Творческий характер сознания. Ленин – «Сознание не только отражает объективный мир, но и творит его». Здесь требуется пояснение. Слово «творит» в данном контексте не совсем удачное, так как оставляет место для разных толкований. Точнее было бы сказать «преобразует». Каким образом? Манипулируя в голове мысленными образами отраженной действительности, человек мысленно придает им формы приемлемые для себя, которые затем овеществляет в трудовой деятельности.

Язык и сознание. Сознание немыслимо без языка. Почему? Сознание, в силу идеальности, само себя выразить не может, поэтому нужен материальный носитель. Таким носителем является язык. Сознание ОТРАЖАЕТ, язык ВЫРАЖАЕТ. В качестве языка может быть любая система материальных знаков – слово, жест, мимика, запах… все, что угодно, лишь бы знак мог восприниматься ощущениями. Язык выполняет функции общения (коммуникативную), хранения и передачи информации, развития мышления, культуры личности. Роль языка исключительно велика. Не зря современные властители в первую очередь бьют по языку – происходит ограничение социальности, следовательно, одичание в самом прямом смысле. Гаджеты для современной молодежи заменили бусы для туземцев, результат тот же.

Изуродованный, грубый язык в силу обратной связи уродует в такой же степени сознание, дикарями легче управлять.

Проблема — как происходят переходы материального в идеальное и наоборот (слова в мысль, мысли в слово) не решена до сих пор, не хватает достижений науки.

Еще вопрос – сознание не материально, но существует ли оно реально? Да, но это субъективная реальность. Сон вполне реален, но его нельзя сфотографировать, так это субъективная реальность.

Опережающее отражение действительности.

Звучит парадоксально – как можно отражать то, чего нет? В жизни много парадоксов!

Концепция выдвинута и обоснована академиком-физиологом Анохиным П.К. в 1962 году в статье «Опережающее отражение действительности». Редкая по теоретической красоте статья (Имеется в интернете).

Феномен появляется вместе с зарождением жизни, ростом активности отражения, служит залогом выживаемости и развития живых систем. Простой пример. Осень, облетают листья, скоро будет снег, холод. Откуда мы это знаем? Повторяющиеся цепочки событий фиксируются в голове, когда наступило первое событие, легко можно предсказать последующие в силу высокой скорости прохождения нервных процессов.

В обществе опережающее отражение играет основополагающую роль. Лежит в основе целеполагания, прогнозирования, организации всей общественной жизни… Маленькая реплика – при условии АДЕКВАТНОСТИ отражения. В данном случае, понятия отражение и познание тождественные.

На этом закончим. Проблема сознания из разряда вечных и бесконечных, но ряд основополагающих блоков проблемы, на мой взгляд, затронуты.

Общественное бытие и общественное сознание.

Понятие «общественное бытие» было впервые использовано К.Марксом: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие есть реальный процесс их жизни».

Философский анализ социальной формы движения требовал материалистического решения основного вопроса философии применительно к обществу. Что и было сделано. «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Эта формула и служит путеводной звездой при изучении общества.

Но не все так однозначно. В обществе материальное и духовное настолько переплетены, что разделить их практически невозможно. Как определить, что, является ведущим, а что ведомым, почему ОБ определяет ОС, а не наоборот? У человека имеются объективные, от него независящие потребности – в пище, жилье, общении и пр., которые он должен удовлетворять, независимо от своей воли и желания. Каким образом? Переработка вещества природы в формы, пригодные для потребления. Этот процесс взаимодействия с природой именуется трудом, или шире, системой материального производства, деятельности, которая В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ в силу объективности и материальности определяет жизнь всего общества. Подчеркиваем – только в конечном счете, потому что в реальной жизни появляются отношения, процессы, которые к материальному производству не имеют ни малейшего отношения.

ОБ – сложная, взаимосвязанная, противоречивая, динамическая система, вся наша жизнь во всех ее проявлениях – отношения к природе, к другим людям, государству, общественным институтам и пр.

ОС возникает как отражение, осознание ОБ, при этом включается как духовное средство во все стороны общественной жизни. ОС начало формироваться с эпохи разделения труда на умственный и физический. Постепенно приобретая всё большую относительную самостоятельность по отношению к ОБ. Это выражается в:

Или:  Отзыв Международный конкурс Золотое руно Россия Ижевск Золотое руно самая любимая олимпиада школьных лет

— ОС обладает собственными законами развития, прямо не связанными с ОБ;

— в ОС могут происходить изменения и появляться новые элементы (подсистемы) не санкционированные изменениями в ОБ;

— ОС оказывает обратное влияние на ОБ, чем более развито общество, тем сильнее это воздействие. Очень важно! Существует исторически меняющаяся мера, граница этого воздействия, через которую ОС, будучи отражением ОБ, переступить не может в принципе.

— в целом ОС всегда соответствует ОБ (существует закон соответствия ОС ОБ), но отдельные элементы типа науки, политики, идеологии могут оказывать революционизирующее или тормозящее влияние на жизнь общества, могут даже его уничтожить, при этом подписав смертный приговор и себе. Что и произошло у нас в настоящее время.

ОС, отражая очень сложную, противоречивую структуру ОБ, приобретает не менее сложную и противоречивую собственную структуру. Многогранность ОС порождена многогранностью социальной практики.

Структура общественного сознания.

а) обыденный или эмпирический. Отражает повседневную жизнь общества, непосредственные нужды и потребности людей. На этом уровне формируются производственные навыки, формы и способы общения. Приобретается багаж традиционных знаний, предрассудков, верований. На этом уровне широко распространяются слухи, сплетни, отсутствует критическое восприятие.

Ведущая черта этого уровня – действительность воспринимается на уровне явлений, простой фиксации фактов, с поверхностным обобщением, без проникновения в сущность;

б) теоретический уровень – проникновение в сущность, познание скрытых закономерностей. Формируется как научно обоснованная система взглядов.

Эти уровни взаимосвязаны, подвижны, четкой границы между ними нет. Реально почти каждый человек является носителем и бытовых и теоретических знаний.

Социально-исторические типы ОС.

Обычно выделяют по формационному признаку, но можно рассматривать существенные особенности ОС переходного общества и переживающего период деградации. Примеры требуются?

Форма ОС более-мене глубокое отражение какой-либо части общественной жизни. К формам ОС относятся: политика, право, философия, мораль, искусство, религия. Формы ОС различаются по содержанию (что отражается?), по способу отражения (как отражается?), по функциям (роли в практике).

Каждая форма ОС представляет сложный комплекс материально-духовных явлений, занимает ощутимое (не всегда оправданное место в жизни общества).

а) общественная психология. Проявляется в обычаях, нравах, интересах, социальных привычках, мнениях, авторитетах, заблуждениях и пр. Особенность – плотно включена во все сферы деятельности. Отдельные группы людей, выделенные по различным основаниям – пол, возраст, род занятий, положение в обществе, находящиеся в определенных природных условиях имеют специфические групповые психологические черты. Единые психологические черты, способствуют консолидации группы, нации, класса…

б) общественная идеология. Генетически связана с общественной психологией. Но это уже теоретически оформленная борьба за коренные интересы больших социальных классов, групп. Формируется, в отличие от стихийной психологии, сознательно, на научной основе. Идеология вырабатывает лозунги, определяет политические приоритеты, нацеливает на активные действия.

Идеология сознательно вырабатывает механизмы управления психологии масс, использует приемы манипулирования и прямого зомбирования.

ОС включает в себя социально-психологические элементы:

— психологический склад социальные привычки — способы реагирования людей на требования общества, власти. Закрепление соц. привычек образует обычаи, которым добровольно подчинятся.

— эмоционально-волевые явления, настроения. чувства, выражающие общее отношение к действительности. Сейчас формируются сознательно и целенаправленно. Включают в себя общественные настроения, моду, слухи…

Достижения современной социологии, социальной психологии, дали реальную возможность, воздействуя на «болевые» точки, манипулирования большими массами людей.

Источник

Сумеречное состояние

Сумеречное расстройство сознания – это внезапная и краткосрочная потеря ясности сознания. В этот период человек полностью отрешается от всего, что его окружает, или воспринимает мир искаженно. При сумеречном состоянии привычные автоматические действия сохраняются, но могут появиться бред и галлюцинации, вызывающие страх, тоску, агрессивное поведение, ярость.

Проходит приступ так же неожиданно, как и начался. Воспоминаний о нем у индивида не остается, но иногда они бывают отрывочными.

Сумеречное состояние сознания может длиться несколько минут, дней, а иногда и более продолжительное время. Оно обязательно требует серьезного лечения психиатрами, так как несет опасность и страдающему им человеку, и окружающим его людям. Поэтому в случае приступа необходима немедленная госпитализация.

Причины возникновения и виды

Причины развития патологии делятся на две группы:

  • органические – эпилепсия, эпилептиформный синдром, заболевания головного мозга, в том числе опухоли, поражение в результате черепно-мозговой травмы медиальных отделов височных областей и ряд других состояний;
  • функциональные – истерические психозы и сужение сознания, аффективные состояния, неожиданные ситуации с последствиями в виде тяжелых психотравм.

Бывают сумеречные расстройства психотические и непсихотические. К первым относят следующие типы, имеющие характерные проявления:

  1. Дисфорическое сумеречное состояние сознания. Человек действует упорядочено, он погружен в себя, отрешен от внешнего мира, тосклив, не реагирует на обращение к нему или произносит какие-то слова-стереотипы, не связанные с тем, что говорит собеседник. Лицо угрюмое, даже злобное. Такие больные могут узнать знакомых ему людей и обстановку, но действуют неадекватно и неспособны критично оценить то, что делают. Могут возникнуть мимолетные ощущения наличия двойника, рождения и смерти и т.п.
  2. Бредовое сумеречное расстройство сознания. Образуются бредовые идеи, а поведение больного соответствует их содержанию. Ему кажется, что его кто-то преследует, хочет причинить вред, заставить страдать, убить. Он сосредоточен, ведет себя упорядочено, но нормальное общение с ним невозможно. Поступки больного направлены на защиту от мнимой угрозы, продиктованной бредом, чаще всего асоциальные. Когда состояние приходит в норму, воспоминания о пережитом остаются.
  3. Галлюцинаторное расстройство характеризуется наличием иллюзий, устрашающими зрительными и слуховыми галлюцинациями. Общение невозможно, так как подобный больной вообще не воспринимает реальность и обращение к нему. Он мычит, произносит или выкрикивает отдельные слова или фразы, чаще всего – нечленораздельные. Как реакция на страшные видения возникает агрессия, вспышки которой выливаются в очень жесткие действия, выполняемые с огромной силой – нанесение побоев, убийство голыми руками или с помощью острых предметов.

Ряд психиатров выделяют еще один тип психотического сумеречного состояния сознания – онейроидный. Характеризуется он красочными фантастическими или сказочными галлюцинациями, сопровождающимися кататонией – нарушениями двигательных функций, т.е. возбуждением или ступором.

К непсихотическим помрачениям сознания относятся:

  1. Сомнилоквия – говорение во сне.
  2. Сомнамбулизм – лунатизм, хождение во сне. Встречается у детей и подростков.
  3. Трансы – долговременные автоматические действия. Чаще всего больной при этом уезжает в другой город.
  4. Амбулаторные автоматизмы – краткие автоматические действия. Например: человек выходит из дома, садится в общественный транспорт, и, очнувшись, оказывается непонятно ему как и почему в незнакомом месте. Больной выглядит растерянным, задумчивым, галлюцинаций и бреда нет. То, что произошло с ним в состоянии помрачения он не помнит совершенно.
  5. Синдром Гензера – истерический вариант, возникающий как результат длительного стресса. Толчок к развитию расстройства – какое-либо психотравмирующее событие, неожиданное попадание в небезопасные, непривычные условия. Больной может говорить только об этих событиях, но он не отчужден от мира. Индивид ведет себя как клоун, «впадает в детство» — шепелявит, гримасничает, заведомо абсурдно отвечает на простые вопросы. Зная назначение вещей, он искажает их применение, например, перчатки пытается натянуть на ноги. Эмоции резко меняются на противоположные. После приступа у больного остаются отрывочные воспоминания о произошедшем, которые восстанавливаются после хорошего сна.

Сумеречное состояние переносит человека из реальности в галлюцинации. Последние заменяют травматичную для него ситуацию. Примеры помрачения: амок – возбуждение, агрессия и убийство; камлание шаманов – они сами вводят себя в помрачение и «заражают» им участников действа. Можно привести пример из литературы – леди Макбет, героиня одноименной трагедии У. Шекспира испытывает сумеречный эпизод во сне.

Общие симптомы

В состоянии сумеречного расстройства сознания, какого бы типа оно ни было, контакт с больным невозможен, так как он отрешен от реального мира, не воспринимает его частично или совершенно. У него внезапно как бы выключается сознание. Он в разной степени дезориентирован в ситуации, времени, людях, месте. Процесс мышления его нарушен, суждения бессвязны или вовсе отсутствуют.

По внешнему виду отличить больного от здорового человека тяжело, так как ведет он себя вполне нормально и способен выполнять довольно сложные действия. Однако только начинаешь с ним общаться, сразу становится понятно, что индивид не может назвать ни своего собственного имени, ни имен близких, дату, где именно они находятся. Хоть речь его и может быть правильной, с грамматической точки зрения, но беседу он вести не может, говорит сам с собой, на вопросы не отвечает и не ждет ответа на свои.

Поведение обычно агрессивное и несет опасность для окружающих.

После выхода из такого состояния больной плохо помнит или совсем не помнит то, что с ним происходило, и что он делал.

Неотложная помощь

Опасность сумеречного расстройства сознания в том, что больной под воздействием галлюцинаций, тревожности, злобы может нанести себе и другим довольно серьезный вред, так как в нем просыпается запредельная сила и агрессия. Он может напасть на кого-либо, находящегося рядом, крушить мебель и т.д.

Во избежание несчастных случаев и других негативных последствий реагировать на такое состояние нужно очень быстро. Конечно же, необходимо вызвать скорую помощь, но до приезда специализированной бригады для обеспечения безопасности больного следует уговорить сесть или лечь на кровать и ни на минуту не оставлять в одиночестве. Нужно следить, чтобы рядом не было бьющихся и колющих предметов, воспламеняющихся и других опасных веществ. Нельзя подпускать его к окнам и балконам, дверям.

Для безопасной транспортировки больного его фиксируют и вводят внутривенно 2-4 мл раствор сибазона (0,5%) либо реланиум, седуксен, диазипам. Этого обычно достаточно, чтобы он успокоился. В случае «несрабатывания» препарата, через 10 минут придется ввести половину дозы такого же лекарства.
Подобный эффект дают нейролептики с супрастином или димедролом, а также аминазин, но он снижает артериальное давление, поэтому подходит не всем.

Сумрачное состояние может быть проявлением эпилептических припадков, тогда помрачение может быть одноразовым или повторяться. Если диагноз «эпилепсия» поставлен и выписаны лекарства, то приступ можно купировать выписанными медикаментами. Если психомоторное возбуждение не проходит, а нарастает, то требуется обязательная госпитализация.

Лечение

Диагноз «сумеречное расстройство сознания» ставит психиатр, изучая клиническую картину и на основании беседы с пациентом и его близкими. Понадобится также консультация невролога и ряда узких специалистов, а также такие исследования, как МРТ и КТ головного мозга, ЭЭГ и др.

Если в процессе помрачения больной совершил преступление: нанес ущерб имуществу, вред здоровью или убийство, тогда проводится судебно-психиатрическая экспертиза. Она, среди прочего, подразумевает изучение документов, составленных сотрудниками правоохранительных органов, отчетов криминалистов, показаний свидетелей.

Лечение проводится в психиатрическом отделении больницы с помощью нейролептиков и транквилизаторов. Психотический тип расстройства потребует проведения индивидуальной психотерапии. Она необходима обязательно в случае произведенного больным преступления.

Если же сумеречное состояние непсихотического типа, тогда производится терапия основного заболевания.

Естественно, что для каждого больного подбирается индивидуальная тактика лечения в зависимости от вышеуказанных факторов.

Источник