Поправки о просветительской деятельности экспертные разногласия и нерешенные вопросы

Что касается вопросов об образовании

Воспитание в законопроекте «Об образовании»: чего не хватает?Фото: zarantech.com

16 июня планируется заседание Комитета Госдумы по образованию и науке, где будут обсуждать проект федерального закона № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». А 13 июня прошло обсуждение в клубе «Норма и деятельность» о риске бюрократизации программы по воспитанию. «ВО» начинают серию публикаций, посвященную этой тематике.

В настоящее время в правотворческих органах рассматривается и дорабатывается проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся».

Этот законопроект предполагает следующие нововведения:
  • расширение направлений воспитательной работы, а именно включение в него таких направлений, как: формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации к природе и окружающей среде;
  • введение таких инструментов формализации воспитательной работы, как «рабочая программа воспитания» и «календарный план воспитательной работы». Данные инструменты должны быть включены в образовательную программу (речь идет об основных общеобразовательных программах, образовательных программах среднего профессионального образования, образовательных программах высшего образования);
  • включение примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы в примерную образовательную программу по указанным во втором дефисе направлениям;
  • закрепление за образовательными организациями права на самостоятельную разработку включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

Касательно содержания данных нововведений следует сказать, что воспитание как особый вид педагогической деятельности и как направление работы образовательных организаций уже урегулировано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Однако новый закон расширяет направления воспитательной работы в образовательных организациях. При этом сами направления как таковые не могут в принципе вызывать каких-либо вопросов. К ним, например, относятся такие как деятельность, направленная на формирование у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, бережного отношения к культурному наследию и другие.

Более того, многие из обозначенных направлений уже фактически используются в деятельности образовательных организаций. Так, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная Постановлением правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 предусматривает в качестве отдельных направлений работы «повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству».

План мероприятий по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» включает такие направления, как, например, разработка и издание методических пособий по организации патриотического воспитания в образовательных организациях и субъектах Российской Федерации, предоставление на конкурсной основе поддержки поисковым отрядам при образовательных организациях, проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов. ».

К числу показателей реализации указанной программы относятся в том числе такие, как «доля участвующих в реализации программы образовательных организаций всех типов в общей численности образовательных организаций», «доля обучающихся в образовательных организациях всех типов, принимавших участие в конкурсных мероприятиях, направленных на повышение уровня знаний истории и культуры России, своего города, региона в общей численности обучающихся» и другие.

Более того, квалификационные характеристики должностей работников образования содержат должностные обязанности по воспитанию. Так, перечисление должностных обязанностей учителя начинаются со слов: «Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета…» (См.: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Также, согласно указанным квалификационным характеристикам, учитель должен знать в том числе и нормативные документы по вопросам воспитания детей и молодежи.

Анализ вышеуказанных положений порождает несколько вопросов, касающихся реализации данного законопроекта.

Один из главных вопросов связан с тем, что включение рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в качестве обязательных элементов в соответствующие образовательные программы автоматически и неизбежно делает их предметом контрольно-надзорной деятельности. Представим гипотетическую ситуацию, когда инспектор регионального обрнадзора проверяет образовательную программу в том числе в части документов, регламентирующих воспитание.

Какой ориентир будет использовать гипотетический инспектор при оценке содержания, например, мероприятий, включенных в календарный план воспитательной работы? Очень может быть, что в нынешних условиях такого рода ориентиром будет выступать собственное представление инспектора о воспитательном процессе и о том, как должно выглядеть воспитательное мероприятие, включаемое школой в календарный план воспитательной работы.

Здесь сразу же всплывут вопросы разнообразия в оценке тех или иных исторических событий, множественности подходов к определению терминов «культурное наследие», «бережное отношение к природе и окружающей среде» и других.

Так, например, строительство Красноярской ГЭС в советский период можно использовать как повод для проведения мероприятия в школе поселка на берегу Енисея в Красноярском крае, посвященного памяти и героизму строителей ГЭС, роли ГЭС в экономике России. Однако также это событие можно использовать как основание для мероприятия, посвященного воспитанию бережного отношения к природе и культурному наследию на примере негативных последствий строительства той же самой ГЭС в виде экологической катастрофы по берегам Красноярского водохранилища, затопления деревень и археологических памятников и т.д.

Почему в новой схеме регулирования воспитательной работы именно у контролера регионального обрнадзора появляется возможность выступать в роли надзирателя – «попечителя учебного округа»?

Образовательные организации в большинстве случаев уже приспособились к нынешней системе контрольно-надзорной деятельности в части контроля именно образовательной компоненты.

Проверка «правильности написания слов в образовательной программе» минимизируется посредством простого переписывания примерной образовательной программы. В этом случае исчезает почва для предъявления претензий и сам по себе образовательный процесс осуществляется в большей или в меньшей степени в отрыве от образовательной программы как документа, предъявляемого при необходимости для контролеров.

В связи с этим включаемые в образовательную программу рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы целесообразно вообще исключить из сферы контрольно-надзорной деятельности в области образования.

Этот тезис возможно подтвердить частями 1, 2 статьи 13 Конституции России, согласно которым в Российской Федерации признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В этих условиях, конечно, субъективное представление конкретного инспектора или регионального обрнадзора не может выступать основанием для того, чтобы предъявлять претензии к документам, опосредующим воспитательный процесс в школе.

Другой вопрос связан с финансово-экономическим обоснованием законопроекта. Данное финансово-экономическое обоснование не предполагает выделения дополнительных средств из бюджета на реализацию закона. Однако сама по себе разработка календарного плана воспитательной работы, рабочей программы воспитания представляют собой дополнительный вид работы, который с вступлением закона в силу должен быть вменен кому-либо из работников образовательной организации. Подчеркнем, что речь идет именно о новом виде работы в рамках воспитательной функции, связанном с разработкой и реализацией календарного плана воспитательной работы и рабочей программы воспитания.

Согласно статье 60.2 ТК РФ, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания или увеличения объема работ. При такого рода работе необходимо учитывать то, что тот, кто выполняет такого рода работы, вправе претендовать на доплату, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 151 ТК РФ).

Финансово-экономическое обоснование должно предполагать возможность несения соответствующих расходов со стороны бюджетов различных уровней, чего нет в настоящее время и что требует соответствующей доработки.

Источник

Поправки о просветительской деятельности: экспертные разногласия и нерешенные вопросы

На прошлой неделе Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 85 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 85-ФЗ). Документ ввел в законодательство понятие «просветительская деятельность» и определил общие требования к осуществлению такой деятельности. Несмотря на то что против инициативы была создана общественная петиция, которая набрала более 248 тыс. голосов в поддержку, закон уже подписан и с 1 июня вступит в силу.

Однако в экспертном сообществе продолжаются дискуссии о целесообразности принятия указанного закона, его эффективности и потенциальных последствиях реализации. Вчера состоялось очередное обсуждение в формате пресс-конференции на тему: «Закон о просветительской деятельности: цензура для всех – от академиков до ведьм». Его участниками выступили Первый зампредседателя комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Общественной палаты РФ Артём Кирьянов, основатель международной оккультной организации ИСВ и Международного Университета магии и колдовства Алёна Полынь и исполнительный директор Национального Родительского Комитета Юрий Оболонский.

На предпосылках, содержании поправок и мнении экспертов о них остановимся более подробно.

Предпосылки изменений

Необходимость разработки поправок в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обусловлена отсутствием в действующем российском законодательстве положений, определяющих правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления, требования к участникам. А такой правовой пробел законодатель считает предпосылкой для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе направленных на дискредитацию проводимой в России государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя. Между тем, новые нормы о координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи уполномоченными федеральными органами соответствующих заключений призваны пресечь негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс.

Или:  Не называйте наш город ямой ему же обидно кто придумал слово Челябинск и что оно означает

Ожидается, что реализация поправок позволит не только противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде, но и полноценно реализовывать в рамках правового поля возможности образовательных организаций по распространению среди различных слоев населения достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных социально значимых сведений. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительных условий для развития культуры человека, социализации личности, мотивации ее на формирование активной гражданской позиции.

Содержание поправок

Первым нововведением Закона № 85-ФЗ является закрепление в Законе об образовании понятия «просветительская деятельность». Под таковой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые российским законодательством.

Кроме того, поправками установлены общие требования к осуществлению просветительской деятельности. Они касаются:

  • субъектов, которые должны и могут осуществлять просветительскую деятельность – должны этим заниматься органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а вправе – физические лица, ИП и юрлица при соблюдении установленных требований;
  • ограничений на осуществление просветительской деятельности – не допускается ее использование для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации;
  • нормативного регулирования просветительской деятельности – порядок, условия и формы ее осуществления, а также порядок проведения контроля за ней установит Правительство РФ.

Второе нововведение связано с регулированием участия организаций, входящих в систему образования, в международном сотрудничестве в сфере образования. В частности, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесена координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве. Помимо этого, введено требование наличия заключения Минпросвещения России и Минобрнауки России на заключение образовательными организациями договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Исключение предусмотрено также для федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных госорганов, – им заключения будут выдавать сами госорганы, в ведении которых они находятся. Порядок подготовки и получения заключений определит Правительство РФ.

Допускается ли использование иностранных документов об образовании на территории России? Ответ на этот вопрос можно узнать из «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Закон предписывает образовательным организациям до 1 сентября 2022 года получить заключения на заключенные ими до 1 июня 2021 года договоры. Это требование не касается договоров, срок действия которых истекает до 1 сентября следующего года, и договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Отметим, речь идет о договорах по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, в частности по направлениям:

  • разработки и реализации совместно с международными или иностранными организациями образовательных и научных программ в сфере образования;
  • обмена обучающимися, педагогическими и научными работниками, включая международный академический обмен;
  • проведения совместных научных исследований, осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместного осуществления инновационной деятельности;
  • участия в сетевой форме реализации образовательных программ;
  • участия в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельного проведения указанных мероприятий, а также обмена учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе (ч. 3 ст. 105 Закона об образовании).

Третьей новеллой является требование о включении организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных региональных и муниципальных образовательных организациях, в специальный перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Порядок отбора таких организаций и их перечень должно утвердить Минпросвещения России.

Федеральный закон вступит в силу с 1 июня 2021 года. До этого момента в целях его реализации должна быть сформирована подзаконная нормативная правовая база.

Экспертный взгляд

Среди экспертов пока нет единого мнения по поводу принятых поправок о просветительской деятельности, как нет и полного понимания содержания и возможных последствий реализации соответствующих изменений. Такое непонимание сами они связывают с тем, что закон не проходил широкого публичного обсуждения, нацеленного на формирование в обществе и профессиональном сообществе понимания позиции законодателя по данному вопросу.

Артём Кирьянов в целом поддерживает принятый закон. Он считает, что поправки помогут очистить в первую очередь онлайн-пространство от мошеннических курсов, онлайн-семинаров и иных мероприятий. В качестве примера общественник привел распространение в Интернете информации о курсах, семинарах по налоговому праву, нацеленных на платное обучение людей тому, как нарушать налоговое законодательство, как уходить от налогов, то есть как обманывать государство. Участники подобных курсов, получившие новые знания и применившие их на практике, столкнулись не только с проблемами со стороны налоговых органов, но и с уголовным законом, так как уклонение от налогов является преступлением. Подобные курсы, по мнению общественника, не только вредят государственной политике (в данном случае – налоговой), но и подрывают основы конституционного строя, а курсы и семинары «околомедицинской» тематики могут нести и прямые угрозы здоровью людей. В связи с этим эксперт считает, что любые программы, которые называются просветительскими или обучающими, должны быть верифицированы с точки зрения той отрасли, в рамках которой они проводятся.

Эксперт считает закон полезным в сегодняшних условиях. «Я вижу здесь попытку оградить людей различных возрастов от недостоверной информации в Интернете, от недостоверных сведений, которые могут навредить не только их финансовому благосостоянию, но и жизни, попытку оградить граждан и юрлиц от мошенничества», – заключил он, добавив, что закон точно не про цензуру. При этом Артём Кирьянов убежден, что для нормальной реализации поправок требуются максимально простые и понятные для граждан разъяснения новых норм. Поскольку общественные обсуждения принятых поправок организованы не были, общественник считает необходимым провести общественные обсуждения разрабатываемой в целях реализации закона подзаконной нормативной правовой базы. Он готов направить соответствующие запросы в Минобрнауки России, Минпросвещения России и Рособрнадзор, а также инициировать проведение дискуссий на базе ОП РФ. По итогам этих мероприятий общественники планируют выработать рекомендации законодателю для подготовки подзаконной нормативной базы.

В свою очередь, Юрий Оболонский пока не выработал четкой позиции относительно принятых поправок, хотя посыл законодателя в части пресечения влияния на молодежь аполитичных организаций ему вполне ясен. «Мы категорически против того, чтобы странные люди заходили в школы и институты и занимались полуполитической, полумедицинской или подобной деятельностью», – подчеркнул эксперт. Однако он считает, что для борьбы с неугодными организациями и гражданами, осуществляющими незаконную просветительскую деятельность, вполне достаточно имеющихся законодательных механизмов, и можно было не вводить новые правила, а усовершенствовать действующие нормы. Но раз уж поправки приняты, то их суть необходимо донести до правоприменителя и общества. «Нужно проще объяснять народу весь замысел законотворцев, потому что последние и работают для народа», – заключил Юрий Оболонский, поддержав идею широкого обсуждения поправок для того, чтобы закон был прозрачен и понятен как в формальном плане, так и в части механизма его реализации.

Что касается Алёны Полынь, то она категорически против внесенных поправок, так как они нарушают ст. 29 Конституции РФ, которая провозглашает свободу слова и мысли, гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. «Этот закон станет лишним капканом для тех, кто не угоден кому-то у власти», – уверена эксперт. К тому же, будет сложно отследить и отфильтровать информацию, подпадающую под новые нормы, в Интернете, либо придется переходить на замкнутый российский Интернет, «а это – утопия». Алёна Полынь считает, что принятый закон – это возврат к цензуре и мера борьбы с неугодными организациями и гражданами. По ее мнению, приоритетом государства должно быть не возвращение цензуры, а пропаганда семейных ценностей, патриотизма и т. п. «Важно, чтобы все наши ресурсы были задействованы на то, чтобы страна поднималась с колен, а не вставала на колени», – подытожила она.

В ходе мероприятия участники обсуждения озвучили и ряд вопросов, которые в контексте рассматриваемых поправок требуют четких ответов:

  • где грань между законными и незаконными курсами, семинарами и т. п.?
  • как будут определять, что можно, а чего нельзя, то есть по каким основаниям и критериям будет отбор?
  • подпадут ли под просветительскую деятельность эзотерические или религиозные программы?
  • какие мероприятия будут расцениваться как дискредитирующие государственную политику?
  • кто будет определять, насколько опасны конкретные курсы, семинары для государства и общества?
  • как и кто будет оценивать конкретные отрасли?
  • кто будет отвечать за соответствие просветительской деятельности установленным требованиям?
  • как будет проходить согласование с органами власти и какие документы для этого потребуются?
  • какая роль в реализации поправок будет отведена общественному контролю?

Не исключено, что на эти и другие вопросы законодатель ответит в процессе принятия нормативных правовых актов в целях реализации закона. Напомним, Правительство РФ до даты вступления поправок в силу должно разработать и утвердить порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней. Эти документы, по мнению Артёма Кирьянова, будут даже более значимыми, чем сам принятый закон.

Пока по поводу поправок о просветительской деятельности у экспертного сообщества больше вопросов, чем ответов. Но поскольку новые нормы начнут действовать только с 1 июня текущего года, у законодателя еще есть время для разъяснения механизма реализации изменений и подготовки понятной подзаконной базы.

Отметим, на состоявшемся в конце марта в Совете Федерации совещании по обсуждению рассматриваемых поправок эксперты акцентировали внимание на необходимости подготовки качественной нормативно-правовой базы для реализации принятого закона, а Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова заверила, что все вопросы, возникающие у представителей научного сообщества, получат разрешение при разработке профильными министерствами подзаконных актов. В дальнейшем сенаторы планируют держать на контроле и вопросы правоприменения документа.

Или:  Особенности монтажа электрического оборудования

Кроме того, в ходе мероприятия была высказана инициатива о разработке отдельного законопроекта, непосредственно касающегося просветительской деятельности. Так что есть предпосылки полагать, что тема законодательного регулирования просветительской деятельности не ограничится только поправками в Закон об образовании, работа над ней будет продолжена.

Источник



10 важных изменений в системе образования в 2020 году.

Нововедения в образовании в 2020 году.

В рамках большой образовательной реформы, задуманной нашими образовательными министерствами, в 2020 году появятся несколько важных нововведений, о которых желательно знать.

✅ Что нового в образовании в 2020 году?

Прошедший учебный 2018/2019 год был годом важных решений для всей образовательной системы.

2020 год — ознаменовался готовящейся отменой бакалавриата в педагогических вузах, нерешенным вопросом по поводу "отмены права поступления в пять вузов", спорах об отмене ЕГЭ и волнениями в учительской среде по поводу ухудшающихся условий труда и его оплаты.

Ответом на это стало объявление министром просвещения о новой системе расчета заработных плат для учителей. К сожалению, не успело это заявление покинуть стены министерского кабинета, а критики этого заявления уже обозвали его "популистским" и не имеющим реального практического решения. Пока министры и учителя спорят друг с другом, ознакомимся с новыми правилами в образовательной сфере на 2020 год.

В 2020 году предполагаются следующие нововведения:

1. При поступлении в 1-й класс в 2020 году приоритет получат те дети, чьи сестры и братья уже обучаются в выбранной школе.

Остальное все остается неизменным. Запись детей в 1-й класс возможна как при личном посещении, так и при подаче электронного заявления.

Все школы не позднее февраля должны открыть запись в первый класс. Где-то подать заявления можно в электронной форме, где-то — лично. Зачислить малыша должны в течение 7 дней после приема документов. Школа может отказать только при отсутствии в ней мест. Поэтому сначала места дают ребятам, живущим на закрепленной за школой территории. Однако по недавно принятым поправкам в Семейный кодекс и ФЗ «Об образовании в РФ», преимущество при зачислении в начальную школу или садик получат еще и те дети, чьи братья и сестры уже учатся в этом образовательном учреждении. Льгота будет касаться малышей из одной семьи, которые живут вместе.

2. С 2020 года начинается тестирование онлайн поступления в вузы через портал гос. услуги.

Теперь на оформление документов при поступлении понадобится примерно 60 минут, а не 3 дня, как было раньше.

В 2020 году Рособрнадзор планирует запустить сервис «Поступление в вузы онлайн». Он позволит искать и сравнивать вузы, образовательные программы. Объективно оценить свои шансы на поступление, подавать документы в электронном виде. Благодаря этому время, которое абитуриенты тратят на оформление документов и получение подтверждения их приема от вуза, должно сократиться до 1 часа.

3. Новые школьные стандарты.

Минпросвещения РФ подготовило изменения в учебный процесс. К примеру, теперь урок «технологии» включит в себя основы робототехники, изучение графических и мультимедийных редакторов, антивирусной защиты, и программирование. На предмете ОБЖ обучающиеся узнают о борьбе с терроризмом, мошеннических схемах в интернет пространстве и буллинге.

Новые школьные стандарты уже одобрены с доработками советом при Минпросвещения России.

В новом документе четко прописано: что и в каком классе должен изучать ученик. Здесь есть и теорема Пифагора, и «Слово о полку Игореве», и «золотое правило» механики, и т д. Но есть и новые любопытные вещи. Например, на предмете «Технология» уже в начальной школе детей будут учить собирать и программировать роботов, работать с графическими и мультимедийными редакторами. На информатике ребят научат защищать информацию от компьютерных вирусов. Работать на одном из языков программирования (Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++). На ОБЖ школьники узнают про буллинг, мошенничество в интернете и терроризм.

4. С 2020 года экспертные заключения по проверке учебников будут выдаваться на 5 лет, так же эксперты будут отвечать за учебники.

В министерстве просвещения разработан новый порядок экспертизы учебников. Положительное заключение любому изданию будет выдаваться всего на пять лет. При этом эксперты будут нести персональную ответственность за любой учебник, которому они дали «добро» — их фамилия обязательно будет стоять на обороте титульного листа. Ошибок в учебниках должно стать меньше. Тем более, что все они постепенно будут «заточены» под новые школьные стандарты.

5. Новые задачи для школьников.

На платформе «Российской электронной школы» появятся новые задачки, разработанные по методике PISA, — интерактивные, интересные для детей и направленные на умение применять свои знания.

6. ВПР. Расписание всероссийских проверочных работ сделают плавающим.

Это означает, что в 4 классе сдавать ВПР по русскому языку учащиеся будут с 30.03 по 3.04 по вторникам и четвергам, далее с 6.04 по 10.04. С 5 класса будет добавлены 2 предмета — история и биология, с 7 — языки, обществознание и биология. Так же для каждой школы теперь ВПР будут сформированы автоматически, повторных тестов больше не будет.

Всероссийские проверочные работы в школах будут проходить по-новому. В 2020 году впервые они вводятся в 8 классах. Расписание станет «плавающим». Еще одна «новинка»: у каждой школы появятся индивидуальные, автоматически сгенерированные комплекты заданий ВПР.

7. Госэкзамены перейдут на более серьезный уровень.

По информатике придется защитить презентацию, по химии и физике в билет включат лабораторный эксперимент и т.д.

Экзамены для девятиклассников изменятся очень серьезно — они «переедут» на практические рельсы. То есть школьник должен будет показать, как он научился применять свои знания. Например, по информатике выпускникам могут предложить создать презентацию на компьютере. В ОГЭ по химии и физике — реальные лабораторные эксперименты. К примеру, провести реальную химическую реакцию на основе записанного уравнения. В ОГЭ по русскому языку уменьшилось количество заданий — с 15 до 9. Для изложения теперь могут предложить тексты разных жанров: путевые заметки, записки, очерк, рецензию, дневник.

На математике может попасться план садового участка — с гаражом, огородом и т.д. Эту схему нужно суметь «прочитать». А затем рассчитать, к примеру, сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы вымостить ей все дорожки на участке…

Полный список предметов и изменений, примеры новых заданий ОГЭ есть на сайте Федерального института педагогических измерений.

Содержательно единый госэкзамен практически не изменится. А вот технологически станет более продвинутым. «Ловить» нарушителей на ЕГЭ в некоторых регионах теперь будет нейросеть — распознавать лица участников и смотреть, чтобы никто не пришел по поддельным паспортам. При подозрительных действиях, которые фиксируют камеры, «умная» программа будет подавать сигнал человеку-наблюдателю.

Есть небольшие отличия в расписании ЕГЭ-2020. В первый день ЕГЭ будет не два экзамена, как было раньше (география+литература), а три (добавилась информатика). Кроме того, раньше на одно обществознание выделялся целый день. А теперь этот предмет совместили в расписании с химией.

Утвержденное расписание ЕГЭ на 2020 год:

  • 25 мая (понедельник) — география, литература, информатика (ИКТ);
  • 28 мая (четверг) — русский язык;
  • 1 июня (понедельник) — ЕГЭ по математике. Базовый и профильный уровень сдаются в один день. Выбрать можно что-то одно;
  • 4 июня (четверг) — история, физика;
  • 8 июня (понедельник) — обществознание, химия;
  • 11 июня (четверг) — иностранные языки — письменная часть: английский, французский, немецкий, испанский, китайский. Плюс — биология;
  • 15 июня (понедельник) — иностранные языки — устная часть;
  • 16 июня (вторник) — иностранные языки — устная часть.

8. Для школьников утвердят новую форму.

В России разрабатывается национальный стандарт школьной формы. Речь, в первую очередь, идет о качестве одежды, в которой дети проводят до восьми часов в день, а то и больше. По задумке Минпромторга, уточнение требований поможет избежать «эффекта скафандра» из-за синтетической подкладки. По планам, национальный стандарт школьной формы может появиться как раз 2020 году.

9. Для учителей появится обязанность проходить повышение квалификации по новейшей единой модели.

Министерство просвещения разрабатывает единую модель, по которой будут повышать квалификацию российские учителя.

Министр просвещешия О. Васильева отметила, что дополнительное профессиональное образование (ДПО) для педагогов нуждается в модернизации, оно должно стать персонифицированным с использованием современных форматов обучения и актуального содержания программ.

Всего будет пять блоков: в том числе предметный (что преподавать) — не менее 36 часов, методический (как преподавать) — минимум 18 часов, психолого-педагогический — не менее 36 часов, воспитательный — не менее 36 часов. И что самое интересное — обязательная стажировка — минимум 18 часов.

10. Программа "Земский учитель"

С января 2020 года работает программа «Земский учитель».

Проект получил название «Земский учитель» по аналогии с уже существующей программой «Земский доктор». Участникам программы предусматривается денежная выплата в размере 2 млн рублей на Дальнем Востоке и 1 млн рублей — в остальных регионах. Всего на программу из федерального бюджета предусмотрено около 4 млрд рублей. Но за это придется отработать в школе, расположенной в сельской местности, поселке городского типа или городе с населением не более 50 тыс. человек, не менее 5 лет.

На сайте будет полный банк вакансий, списки школ, условия и зарплата. Учителя смогут подобрать на нем себе новую работу и подать заявку. Победители определятся до 15 мая. С 15 июня по 20 июля — с «земскими учителями» должен быть заключен трудовой договор. И до 1 декабря 2020 года все победители получат свои выплаты. Деньги можно будет тратить на что угодно.

Или:  Как отключить Яндекс Дзен в браузере

Источник

Президент внес законопроект о воспитательной работе в системе образования

«Их смысл — укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы», — сказал он ранее на совещании о ситуации в сфере образования в условиях распространения коронавируса.

В пояснительной записке к законопроекту глава государства отметил, что в соответствии с поправками в Конституцию РФ, «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей».

С этой целью предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения учащихся на основе культурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Воспитание также призвано формировать чувство патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда, старшему поколению, прививать уважение к культурному наследию и традициям народа России, а также к природе и окружающей среде.

Воспитательная работа будет вестись на основе рабочей программы и календарного плана. Их разработкой займется сами образовательные учреждения при участии ученических и родительских советов.

«Принятие федерального закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда», — говорится в пояснительной записке.

В тексте законопроекта указано, что образовательные программы подлежат приведению в соответствие с ним не позднее 1 сентября 2021 года.

Депутаты Госдумы оперативно приступили к работе над документом. Как сообщили «РГ» в пресс-службе нижней палаты, спикер Вячеслав Володин уже направил законопроект об укреплении воспитательной составляющей в системе образования в стране в профильный комитет ГД по образованию и науке.

Источник

С чего начинается школа: образованию добавят воспитания

Президент Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно документу, само определение «воспитание» существенно расширится и дополнится в том числе патриотической составляющей — уважением к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку. Это в теории, которой всё не ограничится. Как сказано в пояснительной записке к тексту поправок, воспитательная работа станет составной частью образовательной программы. Как это точно будет выглядеть, решат сами образовательные учреждения вместе с родительскими советами и советами обучающихся. Как отметил президент на совещании о ситуации в сфере образования в условиях распространения коронавируса, смысл поправок — «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». «Известия» выяснили у экспертов, что изменят предложенные поправки.

Воспитательные меры

Если сейчас определение воспитания в законе звучит как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства», то президент предлагает дополнить его другими составляющими: формированием у обучающихся «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Как отмечается в пояснительной записке к документу, «воспитание является фундаментом свободного развития личности, ее социализации и самоопределения». И чтобы важные истины не остались лишь определениями на бумаге, в законопроекте прописывается механизм воспитательной работы: она должна быть включена в работу образовательных программ (будут определены цели, задачи, основные направления воспитательной работы и так далее). При этом календарный план воспитательной работы должен содержать конкретный перечень событий и мероприятий, в которых образовательные учреждения примут участие.

Важно, что участвовать в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана (и в законе это четко прописано) получили право все заинтересованные стороны — свое мнение смогут высказать и советы обучающихся, и родительские советы.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Ларисы Тутовой, «президентские поправки об усилении воспитательной составляющей в программах школ поставили точку в многолетней дискуссии: образование ни в коем случае не услуга, а воспитание должно быть важной составляющей процесса образования».

По плану закон должен вступить в силу с 1 сентября 2020 года. При этом на корректировку образовательных программ будет не больше года — привести их в соответствие с поправками необходимо не позднее 1 сентября 2021 года.

Как считает и.о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре, все понимали, что детей необходимо воспитывать, но до сих пор в прямые обязанности педагогов это не входило, работа носила хаотичный характер. Теперь же появилась четкая рекомендация, в работу будут вовлечены не только учителя, но и родители.

«Предлагаемые воспитательные программы направлены и на то, чтобы родители понимали, как формировать в семье благоприятную среду. Дети не будут оторваны от родителей, а родители будут помогать им развиваться», — цитирует эксперта «Взгляд».

Не сфера услуг

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков в беседе с «Известиями» отмечает, что в нынешних условиях ведется много дискуссий на тему дистанционного обучения: может быть, форма традиционной школы уже устарела и не пора ли полностью переходить на дистанционное обучение? Но даже президент на совещании заметил: «цифра», телекоммуникации не заменят живого общения учителя и ученика, а слухи и вбросы о том, что дистанционное обучение заменит очное, — откровенная провокация.

«Школа выполняет важнейший социальный заказ — она готовит личность, и никакой компьютер этого сделать не сможет, — считает Сергей Комков. — Важнейшим фактором является воспитательная функция: не просто напичкивать голову подрастающего поколения определенным набором знаний, а воспитывать будущую личность и социализировать ее, то есть делать пригодной к жизни в нормальном обществе. Огромную роль здесь играет и личность учителя, и коллектив, и воспитательные приемы».

По словам Сергея Комкова, когда принимался закон «Об образовании», целая группа депутатов выступала против формулировки о том, что школа оказывает образовательную услугу.

«Сама формулировка была ошибочной и с педагогической точки зрения, и с точки зрения социальной. Неслучайно назрела острейшая необходимость изменить этот вектор. Сделать так, чтобы законодательно было закреплено, что важнейшей функцией в школе является воспитательная, — отмечает президент Всероссийского фонда образования. — Надо понимать, что школа — это не сфера коммерческих услуг, а государственное учреждение, в которой воспитывают личность, будущего гражданина нашей страны».

Поддерживает поправки и заслуженный учитель РФ, академик Российской академии образования, директор московского центра образования № 109 Евгений Ямбург. По его словам, в нынешней сложной обстановке, когда многие ценности потеряны, а люди растеряны, нет сомнений в необходимости усиления именно воспитательной роли школы.

«Не учебой единой жива школа. Мы прошли через дистанционное обучение, подготовили ребят, но совершенно очевидно, что при всем накопленном положительном опыте никто и никогда, никакие гаджеты не заменят живого общения с учителем. Потому что это прежде всего передача тех ценностей, смыслов культуры, без которых образование мало что стоит, — подчеркивает в беседе с «Известиями» Евгений Ямбург. — Поэтому школа — это не просто передача знаний, которые тем более стареют очень быстро».

Исключить формализм

Другое дело — как подать. По словам Евгения Ямбурга, термин «патриотичный», которым предлагается дополнить воспитание, сразу ассоциируется с «военно-патриотическим», хотя речь надо вести в более широком смысле — о гражданском воспитании.

«Патриотизм — это активизм, это волонтерское движение, — перечисляет эксперт. — Это действительно готовность защищать Родину. Но кроме этого существуют и другие серьезные вещи, которые вот эта обстановка проявила. Многие студенты, даже школьники работают сейчас волонтерами — это очень важно».

Евгений Ямбург предостерегает: по пути от общей декларации к конкретным действиям часто происходит выхолащивание. Эксперт приводит пример, каким образом можно отбить желание и всякую патриотическую инициативу.

«В этом году была такая инициатива — «Парта Героя». Если в школе учился Герой Советского Союза или Герой России, то это нормально, когда есть уголок в классе, парта. Но когда чиновничья братия потребовала от школ отчеты о том, сколько детей отсидело за этой партой за год… Они считают, что патриотизм передается через пятую точку? Это уже никуда не годная вещь, опошление, формализм, — говорит эксперт. — Это уже было в Советском Союзе, когда дети, наоборот, стали относиться к такому издевательски, в лучшем случае иронично. Планы, реализация, количество мероприятий — вот этого бы не хотелось».

По словам заслуженного учителя России, важен деликатный, гармоничный подход. Иначе количество анекдотов вырастет, и формальный подход не добавит патриотизма, а убавит.

«Чувство меры должно быть. И деликатность, и понимание, что мир изменился. Дети могут войти в интернет, увидеть противоположные точки зрения. Их надо научить не поддаваться манипуляциям, — отмечает Евгений Ямбург. — В этом смысле важны так называемые перевернутые уроки. Что это такое? Это когда дети, старшеклассники в частности, получают различные документы даже по самым острым вопросам, различные точки зрения. Когда в классе возникает дискуссия, а учитель выступает в роли модератора. За чем именно он следит? За тем, чтобы дети не переходили на личности, отличали суждения от фактов, чтобы они не базировались только на одном факте. Иными словами, это обучение защите от манипуляций, потому что сегодня и в интернете, и в СМИ масса опасностей манипулирования общественным сознанием, а дети должны вырастать, ставя защиту от этого».

Ольга Мирясова, оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», также опасается формального подхода, когда, условно, воспитание любви к природе выразится в обязательном тематическом классном часе раз в год.

Источник